Вот уже девять лет, как я совершаю пастырское служение у себя в селе в сане священника. Этот период времени показал, что отношение жителей нашего села к Церкви неоднозначно. В этом нет ничего неожиданного. Так и должно быть. Ведь Христос явился, что бы разделить. Он Сам свидетельствует о этом. Отделение добра от зла, пшеницы от плевел, избрание из гибнущего мира того, что может быть пригодно к жизни вечной, «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11), для этого и пришёл Он. Своим ученикам, Церкви, Он предрекает судьбу, подобную Своей: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». ( Ин. 15:20) Поэтому именно по нашему отношению к Истине (Христу и Его Церкви) мы будем судимы и разделяемы в вечности.

 

Чтобы определиться, нам дано время, время нашей жизни. Главная сложность этой задачи заключается в том, что истина и ложь неотличимо перемешаны, более того, ложь представляется нам правдой, а правда – ложью. Человеческий разум, каким бы высоким он не казался, здесь бессилен. Ни один мудрец, понимая это, не дерзнул заявить об обладании Истиной. «Истину не знает никто» - вот вершина человеческой мудрости - «мы можем обладать лишь частью Её!».

 

И лишь однажды Некто, в Ком все видели пусть необычного, но человека, сказал о Себе: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Его современники не вынесли такого богохульства. Наглеца распяли. Казалось первая и последняя претензия на обладание полнотой Истины, исключая явных сумасшедших, надёжно пресечена. То, что последовало далее, не укладывалось ни в какие рамки привычного здравого смысла. Жалкая кучка учеников Распятого, людей простых и некнижных, из дрожащих «страха ради иудейского» рыбарей, превращается в пламенных проповедников совершенно безумного учения: будто бы Тот, Кого распяли и в воскресение которого они сами ещё совсем недавно отказывались верить, есть Сын Божий, равный Богу. Сам Бог! И что ещё более поразительно, это безумное учение, лавинообразно нарастая, находит себе сторонников отнюдь не среди дикарей и варваров, но, прежде всего, покоряет себе эллинов и иудеев – изысканных философов и утончённейших богословов. Что же произошло? Что такого сообщили эти простецы, чего не знали народы, воздвигшие Моисея, Давида и Соломона, Сократа, Платона и Аристотеля? Какую такую Истину, неизвестную прежде, удалось сформулировать им?

 

Действительность оказалась неожиданно простой. Они, сердцем узнавшие за «образом раба» обещанного Спасителя, оставившие всё и последовавшие за Ним, пережившие Его Славу и Его уничижение, верившие и не верившие Его Воскресению, ободрённые Его Вознесением и сохранившие верность памяти Его, однажды, собравшись Его ради в «горнице затворенной», были настигнуты «Силою свыше». Бог Путь, Бог Истина, Бог Жизнь вселился в них и наполнил их жизнью! Они просто ходили и рассказывали, разносили по миру «благую весть» о том, что произошло в Иерусалиме. А произошло там то, что в мире, на земле «жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь» (1Ин. 1:2.)Вот это и есть тот факт, который постоянно был перед глазами слушателей апостольской проповеди. Люди слушали, смотрели на апостолов и видели, что это действительно какие-то новые люди. Чрезвычайно энергичные, необычайно сильные духом, с поразительно проницательным умом, прозревшим в будущее, с какими-то необыкновенными телами, совершенно безболезненными, излучавшими живительные токи, так что больные, прикасаясь к ним, выздоравливали. Эти люди совсем не знали страха смерти. И людям захотелось быть таковыми, как апостолы. Они спрашивали, что для этого нужно сделать? Им отвечали: сначала оставьте ваш образ жизни и живите по заповедям. Креститесь во имя Иисуса Христа и делайте то-то и то-то, и вы увидите, что будете перерождаться и станете как мы. И люди исполняли и делались подобными апостолам, и славили Казнённого Пророка, и называли его Богом.

 

Пока Христос жил с учениками и творил чудеса и даже дал им власть, творить их, они и не думали называть его Богом. Но когда в них самих забила жизнь ключом. Когда они увидели, что в них появилась какая-то сила, которая перерождает их и делает совсем новыми людьми. Когда они поняли, что это есть исполнение того, что обещал им дать их Учитель, они не усомнились назвать Его «Жизнь», т. е. Богом. Поверили Его воскресению, которому не верили даже тогда, когда Он им являлся после своей смерти. И смело возвестили миру: «Жизнь» явилась. И мы видели, и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь. И от этого они не могли уже отказаться не только «страха ради иудейского», но и перед теми пытками, мучениями и казнями, которым их подвергли гонители христианства. Великая христианская цивилизация, из безликого муравейника Римской империи, утопающей в насилии и разврате, явила многоцветье христианских народов. На два тысячелетия дала смысл и цель как личной, так и общей жизни.
Мы вновь живём во времена великого отступления. Мы снова погружаемся в безликий муравейник нового мирового порядка, утопающего всё в том же разврате и насилии. Как ослабевает свет по мере удаления от источника, так ослабело в христианах последнего времени свидетельство жизни, однажды покорившее мир. Христос, явивший «Жизнь» в избытке, предсказывает это. «Беззакониями» называет Он причины, по которым «во многих охладеет любовь».
Ещё раз обратимся к сути Спасительного Преображения. Апостолы получили дар Жизни Вечной вовсе не в результате каких-либо религиозных действий. Они не знали и не могли знать «каково будет целование сие». Никаких усиленных постов и молитв, возложений рук, углублённых изучений Писания и прочих ритуалов они не совершали, что бы «получить Духа». «Дух дышит, где хочет». Его приход, всегда дар Благодати, милость Божья. Он, по природе Своей Свободы, не может быть подчинён ритуалам и правилам. Его невозможно заставить «прийти и вселиться в нас» по праву вычитанных в Писании и произвольно присвоенных себе обещаний, или в силу совершённых обрядов. Есть лишь одно непременное условие, при котором «Жизнь» возгорается в человеке: в сердце и разуме человеческом, должен быть тщательно выписан истинный облик Христа! И лишь тогда Дух Истины вселяется в человека. Христос воскресает. И тогда, по слову Апостола, «…уже не я живу, но живёт во мне Христос. (Гал.2:20.) Написание в сердце и разуме своём истинного облика Христова – дело человеческих усилий. Апостолы отвергли себя, оставили всё и последовали Ему. Они благоговейно сложили в сердцах своих Слово Истины и запечатлели Его образ. Они реально, совершали дела веры. И начертанный их трудами образ, Благодатью Божьей ожил, а это уже дело Божье. Ожили и они. «Из чрева их потекли реки воды живой». (Ин.7:38.)

 

Неужели лишь только те, немногие счастливцы, непосредственно видевшие и осязавшие Христа удостоились в полной мере дара Жизни? Ведь переданный ими образ Христов, непременно, по естеству человеческому, должен был угаснуть, потускнеть и исказиться. Обрасти чуждыми Его Духу чертами. Утратить существенное и главное.
Собственно так и утверждают сектанты, себя самих объявляющие восстановителями истиной веры. К счастью, Господь не вверил спасение человечества рукам человеческим. Он Сам спасает всех через Свою Церковь. Как и почему это происходит, мы постараемся подробно разъяснить и понять в следующей беседе. А пока ограничимся утверждением: узнать, за видимостью человеческой организации, какой нам кажется Церковь, «тело Христово», «столп и утверждение Истины», не меньший подвиг, чем за человечеством Иисуса узнать и принять Христа - Бога.

 

Есть лишь одно непременное условие, при котором Бог-Жизнь возгорается в человеке. Прежде человеку следует принять Христа. Не просто чувственно согласиться, что «Иисус мой личный спаситель», как ложно учат протестанты, но делами веры начертать в разуме и сердце своём Его истинный образ.
Мы, в отличие от апостолов, не имеем возможности непосредственно, в человеческом облике, воспринимать Христа. Как же нам, не видя Его, запечатлеть в себе Его истинный образ? Неужели мы, лишь потому, что родились на два тысячелетия после воплощения Бога-Слова, лишь в силу времени своего рождения, от нас не зависящего, никак не сможем воспринять дар Божественной Благодати, подобный тому, который получили Его апостолы?

 

Апостолу Фоме, ради нас всех, маловеров будущего, Господь позволил осязать Себя по воскресении Своём. Фома, убедившись лично, тут же исповедал Его Божество.
Пожалуй, впервые устами человеческими было с такой определённостью исповедано: «Господь мой и Бог мой!». Именно такого исповедания и такой веры искал Господь у людей. Но Фоме Он говорит следующее: «ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие». (Ин.20:28-29.) Этим Он указывает, что мы, живущие неизмеримо позже Его воплощения, можем обрести спасительную веру и быть счастливы (блаженны), не менее, а возможно, даже и более тех, кто видел Его, осязал Его и уверовал. Своим ученикам Он обещает: «Я с вами во все дни до скончания века». (Мф.28:20.) Не «Моё учение», не «память обо Мне», а именно «Я»!
Так как же может быть, «Он с нами во все дни», если со времени Его вознесения никто из живущих не видел Его в осязаемом, телесном облике?
Обратимся к Писанию. Иисус проповедует, совершает чудеса, за ним ходят толпы. Слухи, хула и слава о Нём разносятся по всей Иудеи, и даже за пределами её. Его не могут не интересовать плоды Его трудов. И Он спрашивает об этом учеников Своих. Но Он не спрашивает их: «как понравилось Моя проповедь?», или: «какое впечатление произвели Мои чудеса?». Он спрашивает: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». (Мф.16:13.) Люди, «плоть и кровь», видят в Нём предельно доступное их плотскому разуму: человека, избранного Богом на особое служение – пророка. Спор лишь о том, Илия это, Иеремия или кто из пророков. (Сектанты из секты «свидетели Иеговы», по плотскости своей, и по сей день так считают. Они утверждают, что Иисус это архангел Михаил. То есть не Бог, Сын Божий, единосущный по естеству Богу, а всего лишь самое совершенное творение Его.) И лишь Пётр, Духом Святым исповедует: «Ты - Христос, Сын Бога Живого». (Мф.16:16) Вот на «камне» этой веры и обещает Господь создать Свою Церковь: «Я говорю тебе: ты Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». (Мф.16:18.) Тут же Он говорит и о величайшей власти, присущей лишь Самому Богу, которую Он даст Церкви Своей: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф.16:19.)
Как царь, через людей, которых он наделяет своей властью, всегда, «во все дни», присутствует и входит во все дела царства своего, Так и Господь, Церковью Своей «всегда с нами». Церковь – тело Христово, столп и утверждение Истины. Богочеловеческий организм. И как Иисус, будучи богочеловеком, явил Собою Христа – Бога, так и Церковь своим богочеловечеством являет нам Христа – Бога «во все дни до скончания века». Поэтому мы, подобно апостолам, можем за видимостью человеческой организации, вопреки кажущейся очевидности, распознать божественную природу Церкви и принять Её. Можем, как фарисеи, соблазниться о Ней, осудить и споткнуться о, кажущуюся нам или даже действительную, греховность людей, по видимости состоящих в Церкви. Можем, как книжники, перелопатившие Писание и с головой закопавшиеся в нём, так и не узнать Христа, живущего в Церкви и предать Его на распятие.
Одним словом, действие Божье по избранию из мира того, что может спастись и осуждению того, что предназначено погибели, начатое воплощением Христа, неразрывно продолжено Его Церковью, Им Самим. Поэтому принять Христа, запечатлеть в уме и сердце своём Его истинный образ, можно только через Его Церковь.
Принимая Церковь, мы принимаем Христа, принимая Христа, мы принимаем Бога: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня». (Ин.13:20)
Когда Христа спросили, искушая Его: «какая наибольшая заповедь в законе?» Он тотчас совершенно определённо ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь». (Мф. 22:36-38.) Но как возлюбить Того, Кого невозможно видеть? И Господь указывает на вторую, «подобную ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22:39-40.)
А вот на последовавший вопрос: «а кто мой ближний?» Он, притчею «о добром самарянине», указывает на Самого Себя.
Там же, в образе содержателя гостиницы, которому самарянин поручает заботиться о пострадавшем от разбойников, Он ясно указывает на Церковь и служителей Её, заботам которых Он поручает израненное грехом человечество до времени Его второго пришествия: «…на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». См. (Лк.10:29-35.)
Может показаться, да многим и показалось, (за что и распяли Его) что Он богохульник, одержимый манией величия. И это было бы так, если бы Он не был Тем, Кем объявил Себя: Христом, Сыном Божьим, равным Богу по естеству. Но для нас, «нашего ради спасения», ставший нам «Ближним».
Заповедуя нам прежде всего любить Его Самого, в качестве «ближнего своего», Он никак не отбирает нашей любви от окружающих нас. Напротив, лишь любовь к Нему, которая обязательно выражается в исполнении Его заповедей, («Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня»). (Ин.14:21.) позволяет нам правильно и действительно любить окружающих.
Ещё раз вспомним основные мысли этой беседы, которые необходимо запомнить, что бы проследовать дальше, в духовный мир:
*С истинным Богом (Жизнью) можно соединиться, лишь любовью.*
*Бог-Отец свидетельствует Свою любовь к людям Своим Сыном – Христом.*
*Любовью ответившие на любовь Сына, обретают от Бога-Отца дар Жизни Вечной.*
*Наша любовь к Богу есть лишь тогда, когда исполняем заповеди Его.*
*Чтобы исполнить заповеди, (возлюбить Христа) необходимо, подобно апостолам, видеть Его, слышать Его, жить с Ним, научаться от Него. Это возможно и нам.*
*Христос, плотью и кровью, Церковью Своей, пребывает в мире «во вся дни, до скончания века».*
Что такое Истинная Церковь? Как узнать Её среди множества современных «церквей»? Почему их так много? Не все ли равно, как верить, если Бог один – вопросы наших ближайших бесед.

Для многих вопроса об истинной вере не существует. «Какая разница?» – вопрошают они, и тут же сами отвечают: «Бог – один!».
Они уверены, что всё разнообразие современных духовных путей ведёт к одной цели - Богу, а споры об истинности той или иной веры порождены человеческой ограниченностью, нетерпимостью, а то и корыстью.
По существу утверждение: «Бог – один!» - бесспорно. Действительно, та Жизнь, которая дала жизнь Вселенной, и есть единственная причина мира – Бог. Им, Великим Разумом, рождается, единосущная Ему, Мысль: Логос, Бог-Сын, Бог-Слово. Его Словом и Его Духом, Его Премудростью и Его Любовью, творится и исполняется мир. Видимая Вселенная – первое доступное нам Откровение Единого Бога – Троицы. Вторым этапом Творения является Человек. Наделённый Образом Самого Творца, он предназначен к Богоподобию. Богоподобие предполагает Свободу. Оно не может быть придано творению односторонней Волей Творца. Оно может быть лишь свободно воспринято от Создателя свободной волей самой твари. Лишь в этом случае тварь обоживается, усыновляется Творцу, нарекается «Сынами Божьими». Это является целью и в этом заключается смысл жизни, как отдельной человеческой личности, так и всего исторического человечества. Эта стадия Божественного Творчества ещё не завершена, хотя и близка к завершению. «Жизнью будущего века» именуется Цель Творения. Её унаследуют все, принявшие истинного Бога: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». (Ин.17:3.) Оказывается «знание истинного Бога» доставляет человеку «жизнь вечную».
Если бы любая вера вела к этому спасительному Знанию, то к чему тогда понадобилось Богу среди языческого многобожия создавать избранный народ? Беречь его, как единственный драгоценный колосок среди терний, в надежде однажды засеять семенем от него обширное поле? Зачем было пророческим словом, огнем и мечём беспощадно очищать от него малейшую паршу кривоверия, грозящую погубить прорастание истины?
Тем более, излишним и даже возмутительным, в свете утверждения: «Бог один, какая разница как верить?», выглядит евангельское свидетельство. Зачем понадобилось воплощение Бога-Сына, Его крестная смерть и все те страсти вокруг Него, не утихшие до сих пор? Ведь, ко времени Его явления в мир, люди знали множество богов и поклонялись им. И если за их внешними различиями стоял один и тот же Бог, если разница заключалась лишь в форме обрядов а все пути и так вели к Единому, зачем являться еще одному? Хотя, какие проблемы? Одним больше, одним меньше… Рим, мировая держава того времени, отличался столь ценимой ныне, веротерпимостью. «Боги» всех покоряемых народов прекрасно уживались в римском Пантеоне под властью и покровительством живого «бога» - кесаря. Разве что с невидимым Богом иудеев были проблемы. Административный гений Рима и дипломатия синедриона родили взаимоприемлемый компромисс: Бог Иегова был заключён в пределах Иерусалимского Храма. На храмовой территории не было власти Рима. Там разрешалось не признавать божественность кесаря. Храм имел собственную, неподвластную Риму, стражу, чеканил собственную монету без изображения императора-бога. Рим никак не вмешивался в дела храма. Небывалая, исключительная привилегия! Как и всякий компромисс, он тяготил обе стороны, порождал трения.
Явленное Божество Христа, столь возмутившее синедрион, нисколько не смутило Рим в лице Пилата. Вопрос, которым мы начали нашу беседу: «Какая разница? Бог один!», - по существу тот же, что и Пилатов: «что есть истина?» (Ин.18:38.) Лишь лукавое коварство первосвященников, обвинивших Христа в покушении на власть кесаря, заставило Пилата утвердить приговор. Так религиозный фанатизм и безразличная к истине веротерпимость совершили богоубийство. Этим, они, прежде враждовавшие, даже сдружились: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.» (Лк.23:12.)
Воплощение прежде невидимого Бога иудеев, казалось, решало проблему римо-иудейских отношений. Была изготовлена и даже установлена в Пантеоне, среди множества богов, покорённых Риму народов, статуя Иисуса. Однако бескомпромиссная верность истине превзошла религиозный фанатизм. И если с фанатичным синедрионом Рим как-то договорился, то христиане, даже для видимости, наотрез, отказывались воздавать кесарю поклонение, как богу, во всём остальном, оставаясь лучшими гражданами Рима. При всей формальности, приношение этого знака лояльности к власти кесаря, христианами воспринималось как отречение от Истины, Единого Истинного Бога, явленного Христом.
А это, в свою очередь, было покушением на устои мировой империи. И империя объявила войну последователям Распятого. На принявших заповедь любить врагов своих, обрушилась вся мощь совершеннейшей государственной машины всех времён и народов. Христиане, десятками тысяч, кровью своей, свидетельствовали о вере своей. Эта невиданная «религиозная война», длившаяся почти три века, покорила мир Христу.
Многие сотни тысяч исповедников, принявших смерть за истину, вовсе не были «религиозными фанатиками», как это может показаться из нашего «веротерпимого» времени. Фанатик жертвует своей жизнью, чтобы лишить жизни врагов своей веры. Исповедник же, отдаёт свою, в свидетельство истины.
Таким образом, вся история христианства – образец религиозной нетерпимости ко лжи. Истина, по природе своей, не может терпеть ложь, поскольку перестаёт быть истиной, согласившись даже с малейшей неправдой.
Пока стоит истина, устоит и мир. Всё более настойчивые требования отказа от «претензий на истину» ради «мира и безопасности», кое-где уже обернувшиеся уголовным преследованием дерзающих нарушать «мир», - грозный признак близящегося конца. В сумерках полуправд воцарится над миром предсказанный беззаконник. Присвоив себе Имя Христово, он, подобно Римскому кесарю, соберёт в уже возводимом Пантеоне единой мировой религии все религиозные заблуждения всех времён и народов, примирит между собой все ереси и искажения христианства. Лишь истина будет изгнана, поскольку «истиной» он объявит себя. Уже проведена генеральная проверка готовности мира к принятию последней лжи. Мир готов и об этом свидетельствует восторженное, всемирное одобрение религиозной деятельности новопреставленного Папы Римского. Пока лишь на религиозном уровне, он сделал то, что вскоре осуществится со всею силою власти нарождающейся мировой империи, кесарь которой, назовёт себя богом, Христом.
Истина и Жизнь – одно. И это подлинный Христос, а не синтетический, искусственно составленный из мировых заблуждений. Утрата истины, обернётся утратой жизни. Такая, по виду, безобидная и столь популярная «мудрость»: «Бог один. Какая разница как верить?», распространяясь, приближает конец мира. Только вера в истину спасает. Вера лжи – губит.

 

А в чём, собственно, проблема? Кого не спроси, всякий скажет, что любит Бога и желает быть с Ним. Более того, уверен, что носит Его в сердце... И Бог любит нас. Это известно каждому. А жизнь наша всё мрачнее, множатся скорби и болезни, и смерть владеет всем. От чего же так?
На самом деле мы не только не любим Бога, но и глубоко враждебны Ему. История колен Израиля, народа Божьего, - история противления Богу. Она отмечена казнью и отвержением ожидаемого мессии-Христа. Лишь немногие узнали и приняли Его. Двадцать веков христианства – двадцать веков противления Истине. Основанная на Божестве Христа, Истина неодолима для «врат адовых». Но каких только гонений не воздвигалось за это время на истину Христову и церковь Его! За всем этим стояли и стоят, такие же, как мы, люди.
Желающих знать Истину и следовать Ей, всегда оказывалось мало. «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Мф.7:14.) Наша очевидная враждебность Истине происходит вопреки нашей природе. И хотя Богу реально противится практически всё человечество, мало кто осознаёт это и хочет этого. Апостол Павел это противоречие выразил так: «…не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим.7:15.) Этот парадокс невозможно понять без учёта влияния духовного мира на нашу земную жизнь. Поэтому обратимся к самому началу Творения.
Библейское Откровение так свидетельствует о нём: «В начале сотворил Бог небо и землю». (Быт.1:1) Словом «небо» здесь обозначен духовный мир, мир тонкой материальности, энергий, «сил». Мир духов. Мир «небесных сил бесплотных». Наделённые разумом, они однажды свободно определились в бесконечном многообразии Света Любви Божьей. Неотступно пребывая в Боге, питаясь Его Светом, они стали светлыми духами созидания, разума, премудрости, милости, долготерпения, верности, благодарности. Они образовали «свет», мир созидательных служебных духов – ангелов.
Треть «небесных сил бесплотных» отпала от Бога, увлёкшись некогда могучим и прекрасным духом – Денницей, который, осознав свои совершенства, возгордился, возмечтал «выше звёзд вознести престол свой» и стал сатаною – противником Божьим. Увлечённые им духи определялись уже вне Бога, в тени противящегося Богу сатаны. Они стали духами злобы, лжи, тления, зависти, нечистоты, неверия и хулы. «Имя им – легион». Они образовали «тьму», мир разрушителей и растлителей Творения – бесов.
Бог отделяет «свет» от «тьмы». (Быт.1:4) Тление и смерть чужды Богу-Жизни. «Тьма» несовместима с благостью Божьей. Непричастна Ему. Оскорбительна Творению. «Тьмой внешней» именуется область падших духов. Это область абсолютного небытия, вечной смерти. Враждебная Источнику Жизни и Движения, она бездвижна, пассивна, бессильна. Не имея собственной жизни, она проявляется лишь в разрушении. Не имея собственной силы, она питается энергией, выделяемой при распаде, разложении Творения. Предоставленная сама себе, она оцепеневает, никак не проявляется, перестаёт существовать. Но стоит любой жизни впасть в её область, как «тьма» оживает. Она набрасывается на жертву, проявляется язвами разложения, тления, смерти.
Глубоко ошибочно понимание «тьмы», как некой самодостаточной злой силы, активно, на равных, противостоящей «свету», воюющей с ним. В действительности же, зло питается распадом добра. Зло – это повреждённое, испорченное добро. Однажды в область «тьмы» впал человек. Со своей «достойной частью имения» - материальным, видимым миром, он стал добычей «тьмы». Грехом – отпадением от Бога-Жизни, смерть и тление вошли в его мир, поразили его самого. «Тьма» пришла в движение. Такого обилия пищи «тьма» ещё не знала.
Распад и разложение легли в основу законов нашего распадающегося мира. Смерть воцарилась в нём. Второй закон термодинамики, закон энтропии, утверждает: наш мир конечен. Солнца угаснут, планеты нагреются. Материя распадётся. Мировая энергия равномерно распределится в мировом пространстве. Прекратится движение и всё замрёт.
В живой природе закон любви и взаимной полезности – симбиоз – стал неуклонно вытесняться законом борьбы за существование. В растительном и животном мире появились агрессивные виды. Бесплодные и бесполезные для других, все силы направившие на борьбу, они неуклонно изгоняют благое многообразие природы, в перспективе, обещая мир победителей: царство амброзии, кишащее крысами, со сверхчеловеком во главе.
Страшные, необратимые изменения произошли с самим человеком.
Это непосредственно касается каждого из нас, поэтому следует остановиться на этом подробнее. Тем более что в самих себе мы можем наблюдать все признаки этой болезни, имя которой – смерть. Страшнее всего то, что мы практически не ощущаем «тьмы». Её власть над нами представляется нам благом, и даже доставляет удовольствие. Последствия её воздействия на нас: болезни и смерть, мы признали объективными и смирились с ними. Самое большее, чего желаем – отыграть у болезней и смерти десяток-другой лет, что бы продлить удовольствия. И неизбежно умираем в страхе...
Но как бы не казался процесс познания того, что на самом деле происходит с нами печальным и даже излишним, ведь мы в основном ощущаем себя в порядке, он совершенно необходим. Осознание своей болезни неприятно, но полезно, ибо может побудить нас искать Врача.
Поражение нашего естества «тьмой» обширно и разнообразно. Искажена наша воля, извращён разум, извращены наши сердечные чувства. Наши благие и естественные свойства, приданные нам Творцом для восприятия благой полноты Его бытия, извратились и превратились в страсти. Законные потребности плоти обернулась чревоугодием и блудом. Способность радоваться дару жизни всеми своими чувствами, выродилась в сладострастие, сластолюбие. Дар любви извратился в похоть и, замкнувшись на себе, обернулся эгоизмом. Бережливость стала жадностью и породила, зачав от гордыни, зависть. Рассудительность и осторожность переросла в трусость, скромность и целомудрие подменили лицемерие лукавство и ложь.
Но каким бы чудовищным не было наше падение, в нас живёт и «иной закон». И хотя, по существу, в нас нет ни правды, ни любви, ни Бога, мы, в большинстве своём, искренне желаем всего этого. И лишь одно это желание Истины даёт Богу право и возможность искать и спасать нас. Поэтому и воздвигнут Богом среди всемирного потопа греха неодолимый ковчег спасения – Церковь.
Духи «тьмы» нашли свое воплощение в нас. Усиливаясь нашим разложением, они материализовались настолько, что стали обретать самостоятельную сущность, стали действовать с всё возрастающей силой, зримо являться под видом «космических иерархов» и учителей человечества. Их конечная цель – замкнуть на себе это наше желание любви и правды, лишив нас, таким образом, последней возможности спасения, а Бога – права искать и спасать нас. Этой цели служит лжеверие, призванное подменить собою Бога и вытеснить Истину. Поэтому самое страшное и окончательное действие «тьмы» на нас происходит тогда, когда бесовскую «прелесть» мы принимаем за откровение Божье.

 

Мы, в большинстве своём, живём страстями. Испытывая влечения, стремимся удовлетворить их. Удовлетворяя – получаем удовольствие. В получении удовольствий видим смысл и цель жизни. Нам известен, по крайней мере, мы слыхали, что есть и иной смысл у жизни, есть и иные цели. Говорят, что некоторые достигали их и обретали несравнимое блаженство. Немногие ходили этим путём. Но сейчас он обезлюднел до крайности. А страсти – вот они, рядом. Удовлетвори и наслаждайся. Невелика честь, а есть! В действительности, страсти – это, доступное нашему наблюдению, проявление развития в нас смерти. То, что нами воспринимается как жизнь, Богом-Жизнью названо смертью, «сенью смертной», «тьмой». Мы, в Его глазах, - «мертвецы».
Как понять это? Ведь в нашем восприятии смерть - это прекращение всех функций нашего тела. Когда глаза не видят, уши не слышат, язык не глаголет, нос не обоняет, гортань не глотает, руки не осязают, ноги не движут, а главное, не дышит грудь и не бьется сердце. Пока есть дыхание и кровь течёт в жилах, даже если отказали чувства, и нет движения, по-нашему ещё рано говорить о смерти. Но Господь, всех нас, еще телесно здоровых, видящих, слышащих, обоняющих, осязающих, движущихся называет мертвецами... В чём же дело?
Попробуем разобраться. Воспользуемся для этого остатками того, пожалуй, наивысшего из известных нам, признаков жизни, который не упомянут в вышеприведенном перечне – способностью мыслить. Не упомянут нами он по той причине, что для биологической жизни эта способность, хотя она и открывает небывалые возможности, совершенно не обязательна. Живая природа прекрасно обходится без неё. Все многообразие проявлений природной жизни успешно регулируется биологическими законами. Жизнь, даже высших животных, направляется внешним регулятором – инстинктом. Инстинктом самосохранения и сохранения вида, продолжения рода, защиты и обучения потомства. Природа не предъявляет нравственных требований, не требует нравственного выбора, не нуждается в образном мышлении. В ней нет добра-зла. Она самодостаточна и вечна в своём круговороте. Это - однажды в совершенстве созданный, запущенный и прекрасно отлаженный механизм.
Человек, явно не вписывается в природную гармонию. Наша цивилизация глубоко враждебна природе, разрушительна для неё. Экологический, энергетический, климатический и прочие кризисы нашего времени неопровержимо подтверждают это.
Зафиксируем очевидный факт: человек со своим мышлением, моралью и свободой нравственного выбора чужд природе, не нужен ей. Его появление никак не вытекает из природной необходимости и выглядит крайне нежелательным для её жизни. Оно не целесообразно и не эволюционно.
Человечество явно не от мира сего. По отношению к природе Земли мы пришельцы, инопланетная цивилизация. Чуждая, агрессивная, жестокая, алчная. Не случайно свои отношения с природой человечество описывает в образах «покорения», «борьбы», «войны». Говорится, конечно, и о «мирном сосуществовании». Но это, преимущественно, «благие намерения». В действительности идёт полномасштабная война. Там, где побеждает человек – ядовитая пустыня «цивилизации». Где побеждала природа – дичающие, примитивные племена. Но исход этой великой битвы, похоже, уже предрешен.
Я умышленно старался рассмотреть отношения человека с природой в т. н. «материалистических» категориях. Но в пределах этих категорий нет ответа на главнейший вопрос: Биологически, телом, мы плоть от плоти животного мира. Но ядро нашей личности содержит свойства, нигде более в природе Земли, не встречающиеся и никак не следующие из природной, целесообразной необходимости. Это ядро – душа человеческая. Сама наша личность. Мыслящая, чувствующая, осознающая свою самоидентичность. Это, собственно, и есть мы. Порой кажется, что в нашем теле, как в биологическом аппарате, который плоть от плоти земной, живёт пришелец из иного мира. Таково действительное положение вещей.
Но тогда кто мы? Откуда взялись? Как оказались здесь? Куда уходим? У вульгарного материализма нет вразумительных ответов. Спросим религию.
Писание свидетельствует о «небе» - мире разумных бесплотных сил. Сил, обладающих свободной волей. Сил нравственных и самоопределяющихся. Степень их свободы, а значит и степень жизни, неизмеримо выше жизни, которую произвела «земля». Жизни, знакомой нам. Биологической жизни. И хотя мы лишены возможности непосредственно созерцать и воспринимать жизнь «неба», но слишком много знаков, как внешних, так и внутри нас, говорит нам: «там кто-то есть». Таким образом, речь идёт о существовании третьего, кроме двух, хорошо знакомых нам, уровня жизни. А значит, нам известны, по меньшей мере, три качественно различных этажа мироздания. Это, перечислим по восходящей, минеральный, биологический и духовный. Обитателям каждого мира, кроме собственного, открыты и все нижележащие миры. Поэтому степень свободы, а значит и жизни, по восхождении, возрастает. По нисхождении – понижается. Падение с уровня на уровень вниз, и есть смерть, в нашем понимании смысла этого слова. Переход вверх – воскресение. И если вниз мы падаем сами, то для перехода вверх необходима внешняя сила, необходимо чудо, необходим Бог.
Когда в биологическом теле прекращаются процессы биологической жизни, оно с биологического уровня падает на уровень минеральной жизни. Момент этого падения, это момент смерти. Сразу же за ним, телу доступна лишь минеральная форма жизни – распад. Но ещё достаточно продолжительное время тело сохраняет некоторые признаки и свойства своей прежней, биологической природы, пока полностью не растворится в минеральном мире. Когда Господь называет нас, таких, как нам кажется, живых – мертвецами, Он вовсе не желает оскорбить или унизить нас. Этим Он указывает на наше действительное состояние по отношению к духовному миру. И хотя мы, подобно гниющему трупу, сохраняем некоторые признаки былой принадлежности к миру, из которого выпали: ещё кое-как мыслим, знаем о морали, способны к какому-то творчеству и даже к самопожертвованию, жизни «неба» мы лишены, а значит, мертвецы для него.
Таким образом, вся наша общечеловеческая «духовность», все наши «достоинства», которыми мы кичимся перед животным миром и которыми так неразумно пользуемся, - всего лишь жалкие обломки однажды утраченного богатства. Убогие сокровища нищего, собранные на свалке. Наша человеческая природа действительно однажды подверглась смерти. Смерти неизмеримо более лютой, более непоправимой, повлекшей несравнимо большие потери, чем предстоящая нам, так знакомая и так страшащая нас, биологическая смерть. И если бы с этим невозможно было ничего поделать, то Бог-Любовь не стал бы беспокоить нас. Оставил бы нас в покое с нашими маленькими радостями. Последствия этой, первой, смерти, ещё не обрушились на нас в полной мере, мы лишь только предвкушаем их. Когда рухнет, сокрушившись, наше последнее убежище – тело, когда нас настигнет смерть вторая, только тогда мы испытаем в

  • vostok196118 октября 2011 13:17

    Спаси Вас Господи, батюшка! Статья написана несколько лет назад, т.к. мы с Вами знакомы уже больше десяти лет, а, когда познакомились, Вы уже были священником. Именно встреча с Вами стала лично для меня Встречей с первым живым богословом. Именно Вы заложилим те основы богопознания и богомыслия, которые научили меня пытаться во всём видеть Промысел Божий. Думать вместе с Богом, ходить пред Богом, дышать Богом, жить... Понимать, что сила Благодати Господней - неодолима. И, однжады войдя в человека, уже не оставляет его, но действует в нём непрерывно, преображая его, живя в нём и делая его воистину живее всех живых. Часто даже помимо него. Именно это действие Жизни так преобразило трясущихся "страха ради иудейского" рыбаков и превратило их в Апостолов Христовых, основавших Церковь Его, ставшей Источником неиссякающих потоков Жизни Вечной для всех жаждущих и алчущих, припадающих к Ней. Какая всё-таки радость осознавать и себя никчемного и ничего, кроме греха не имущего, частичкой, несущей в себе Жизнь - одной лишь принадлежностью к Церкви, делающей тебя живой клеточкой единого исполненного Жизни организма, делающей тебя сопричастником всех святых, от века благоугодивших Господу и всех тех, кто сегодня является добрыми членами Ея - как пастырями, так и мирянами. И пусть не всё складно, пусть не всё и не всегда получается... Но "нет нам дороги унывать", ибо Глава нашей Церкви - Христос! А с Ним нет невосполнимых потерь. С Ним даже смерть исчезает. С Ним и в Нём - Жизнь вечная, дарованная нам даром, лишь бы мы сумели вместить Ея и понести... И уже ничего не сможет нас оторвать от Любви Господней - ни долгота, ни широта, ни высота, ни глубина, ни начала, ни власти , ни господства, ни силы, ни ад, ни мир, ни смерть... Аминь!

  • Serafim30 октября 2011 22:18

    Да, батюшка, есть над чем поразмыслить и что обсудить... Темы, затронутые Вами очень важны и особенно актуальны в наше время. Увы, увы... Нельзя без содрогания смотреть на то, как в нашей Церкви постепенно исчезает сама идея Любви как основополагающая евангельская идея самого существования Церкви Христовой. Так идея Любви незаметно подменилась "святоотеческим" преданием, ставящим во главу угла не Любовь, а внешнюю религиозность, требующим строгого соблюдения обрядовости и внешнего благочестия и при этом не имеющим с истинным учением таких святых отцов как Исаак Сирин, Григорий Нисский, Григорий Палама, Симеон Новый богослов ничего общего. Так некогда ветхозаветные иудеи подменили священное Писание талмудом, "забыв" о том, что Бог ждёт от людей милости, а не жертвы (в виде видимого приношения тельцов и агнцев на заклание), милости в виде всепрощающей Любви к ближнему и этим самым - высшего богоуподобления. Чем кончилась ветхозаветная история мы все хорошо знаем: Господа, призывающего к Любви и всепрощению распяли на кресте, как богохульника. Сейчас ситуация повторяется. Понятно это, к сожалению, очень немногим. Человек, впервые пришедший в храм с улицы не находит любви, а напротив уходит зашиканый со всех сторон "благочестивыми ревнителями веры", к примеру, за короткий рукав или несоответствие головного убора, чтобы больше никогда в храм не вернуться. Более того - и среди так называемых ревнителей веры нет Любви Божией, по которой одной, по словам Апостола, только и можно распознать, что члены Церкви христовой - чада Божии. Есть всё, что угодно - и борьба за верховенство в храме в виде приближённости к священнику и всем, кто рядом с ним на особом положении, и состязание за первенство в чтении и пении, и за "право учить" новоначальных и т.д. и т.п. - кроме Любви. А уж, что касается денег - это вообще отдельная тема, прямо скажем позорная для церковной иерархии. Кто прикасался к этой теме, тот знает, остальных просто не буду смущать. И ещё целый ряд внутрицерковных искушений, которые преодолеть иногда очень непросто. И кого же ждёт такая современная церковь в качестве Спасителя? Того Единого, заповеданного нам Евангелием? Отнюдь. Раскручена идея "Москва - Третий Рим", ожидание земного православного царя - освободителя церкви в виде победы над всеми народами, царя - спасителя, царя - освободителя! Никому ничего не напоминает? Увы - очень немногим. Воистину - имеющий глаза не узрит, а имеющий уши не услышит. Ибо какая великая идея! Победа православия над всем миром иноверия и богоотступничества! Что может быть святее и выше?! И эта идея массово внедряется в умы верующих на фоне эсхатологических ожиданий. Выражается она в прямых призывах неподчинения никакому начальству, в том числе и высшему церковноначалию вплоть до соборных решений Синода, обвиняемых в компромиссности и экуменизме. А все просвещённые умы, светлейшие православные богословы объявляются модернистами и приспособленцами. При этом никого не смущает, что такие призывы распространяются от преданного анафеме архиепископа Чукотского и Анадырского Диомида, изгнанного с Афона иеромонаха Рафаила (Берестова) и целого сонма либо вообще несуществующих "старцев" типа Рафаила Карелина, либо самозванцев, собравших вокруг себя толпы обольщённых ими адептов. Очень страшно... Но всё это - правда. К счастью есть ещё в Церкви Христовой пастыри добрые, имеющие ясный ум, просвещённый благодатью Духа Святаго и обладающих апостольским даром слова, способных привести своих чад ко Спасению. Именно к таким евангельским пастырям добрым относится и всеми нами любимый о.Александр. Спасибо за проповедь. И посещение нашего сайта. Ждём и впредь от Вас глаголов Божиих. Спаси Господи!

comments powered by Disqus


Разработака сайта Red Star