Социальная адаптация и реабилитация лиц освободившихся из мест лишения свободы и бездомных граждан Украины является важной задачей государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственные программы социальной адаптации лиц освободившихся из мест лишения свободы носят декларативный характер, поскольку упираются в бюджетное законодательство Украины. Согласно Ст. 91 Бюджетного кодекса Украины, все социальные программы для этих слоев населения финансируются только за счет местных бюджетов. Но бездомные и лица освобождаемых из мест лишения свободы, в большинстве не имеют постоянного места жительства и регистрации и поэтому не считаются членами территориальной общины и на них не направляются средства местных бюджетов.

Социальная поддержка лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий, освободившихся из мест лишения свободы; обеспечение процесса их социально-трудовой реабилитации; предупреждение бродяжничества и попрошайничества на территории Алуштинского региона одна из основных уставных задач нашей организации.

Для решения возникающих социальных вопросов и проблем мы планируем и проводим мероприятия направленные на их решение.

Ода из этих проблем это «бомжи» - люди в силу различных объективных и субъективных обстоятельств потерявшие дом, работу, семью, люди в подавляющем большинстве своем больные (инвалиды, алкоголики, с надломленной психикой и.т.д.)

Данная тема становится все актуальнее с каждым годом, так как количество людей, занимающихся бродяжничеством, не уменьшается, а, наоборот, их становится все больше и больше. Особенно это заметно в городах, так как возможность стать бездомным там намного больше, чем в маленьких поселениях.

Меры, предлагаемые государством, так малы и неэффективны, да и реализуются не всегда последовательно и системно, что не приносит почти что никаких результатов.

Необходимость исследования данной проблемы продиктована недостаточной разработанностью и дискуссионностью целого ряда соответствующих теоретических и практических проблем. Сейчас необходим принципиальный прорыв на практическом уровне в процессе решения этих задач, прорыв, основанный на строгом анализе всей совокупности взаимодействующих процессов, направленных на изживание такого явления в обществе, как бродяжничество и бомжевание.

Следует заметить, что данная проблема имеется практически во всех населенных пунктах Украины, однако наиболее остро она стоит в южных городах и курортах. В силу климатических и экономических условий здесь легче выжить и поэтому «бомжи» всеми силами стараются попасть на ЮБК. Мягкий климат позволяет выживать просто в палатке, шалаше, под мостом или в заброшенном здании даже зимой. За летний период даже не стоит и говорить . Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. Определенная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основывающейся на специальных методиках и подходах. Количество данной категории граждан, освободившихся из исправительных учреждений увеличивается. Отсутствие жилья, средств к существованию, вынуждают их, находясь на свободе, заниматься бродяжничеством, попрошайничеством, толкают на совершение новых преступлений. Нерешенность проблем указанной категории граждан негативно влияет на состояние криминогенной и эпидемиологической ситуации на территории Алуштинского региона, портит имидж города-курорта.

Данные статистики и усилия некоторых государственных организаций в этом направлении.

В Украине люди вышедшие из мест лишения свободы, утратившие социальные связи, не имея жилья, работы - спустя некоторое время снова попадают за решетку. Одна из основных причин — сложная социальная адаптация: бывшим заключенным нелегко найти работу, жилье, возобновить разрушенные социальные связи и стать полноценным участником общественных процессов. По этой причине некоторые из бывших заключенных не видят другого способа обеспечить свое существование на свободе, как заниматься противозаконной деятельностью. Есть и такие, которые, выйдя на волю, не могут адаптироваться и сознательно совершают преступление, чтобы вернуться на государственное обеспечение в тюрьму.

В начале 2012 года Государственная пенитенциарная служба Украины провела анкетирование среди осужденных, совершивших повторные преступления в течение непродолжительного периода времени после условно-досрочного освобождения из мест выполнения наказаний. По мнению опрошенных (среди которых 60% даже не подвергались дисциплинарным взысканиям во время отбывания наказания), 19% уверены, что избежать повторного преступления после освобождения — невозможно, а 15% считают «основным источником существования после освобождения лишь противозаконную деятельность»...

Следует отметить, что основными трудностями социальной адаптации после освобождения 34% респондентов считают невозможность найти работу даже при наличии профессии, 21% — отсутствие необходимых средств, 11% — отсутствие жилья, 8% — напряженные отношения в семье, 7% — отсутствие регистрации. 43% освободившихся считают, что не смогут приспособиться к жизни на свободе — слова начальника Департамента уголовно-исполнительной инспекции и социально-психологической работы с осужденными, полковника внутренней службы Олега Янчука официальный сайт Государственной пенитенциарной службы Украины.

Социальную адаптацию бывших заключенных гарантирует закон «О социальной адаптации лиц, которые отбывают или отбыли наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок». В частности, осужденные имеют право получить полное среднее образование, а также освоить рабочую профессию в местах лишения свободы. Кроме того, выйдя на свободу, бывшие заключенные могут надеяться на поддержку государства — в трудоустройстве, относительно медицинской помощи и тому подобное. На сайте ГПтС можно найти такую статистику: в течение пяти месяцев 2012 года из заведений отбывания наказания освобождено почти 16 тысяч лиц. По словам Олега Янчука, приведенным на сайте, 143 лица, не имевших социальных связей, направленно в заведения по социальной адаптации; 116 человек, нуждавшихся в посторонней помощи, — в дома-интернаты; 69, нуждавшихся в медицинской помощи, — в лечебные учреждения. При освобождении 5,6 тысяч лиц получили материальную помощь. 35% освобожденных в течение месяца было трудоустроено, а еще 130 лиц зарегистрированы Государственной службой занятости как безработные... Несколько лет тому назад была разработана специальная программа социальной реабилитации людей, освободившихся из мест лишения свободы. В рамках этой программы бывшим заключенным обеспечивали трудоустройство, а работодателям запрещали отказывать этим людям в работе, ссылаясь на их судимость. Что мы наблюдаем на практике? Как только работодатель узнает, что человек — бывший заключенный, ему отказывают в приеме на работу даже на такие должности, как дежурный, охранник и тому подобное. Такая работа не требует специальной профессиональной подготовки, и именно за такие рабочие места цепляются люди, освободившиеся из тюрьмы. Но и здесь у них немного шансов устроиться.

Кажется, что сегодня эти люди обречены на отторжение обществом. Это болезненный вопрос, ведь до сих пор в Украине не существует общегосударственного масштабного проекта относительно социальной реабилитации людей, которые освободились из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства. Этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, прежде всего нужно убедить общество в том, что люди, которые освобождаются из мест лишения свободы, — это такая же часть общества и именно оно должно быть заинтересовано, чтобы эта часть была качественной и производительной.

Имея собственный опыт, опираясь на опыт других организаций занимающихся вопросами реабилитации и адаптации, подходя к вопросу комплексно и системно, правление БО «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРЕОБРАЖЕНИЕ» разработало и приняло на общем собрании программу.

 

При рассмотрении данной проблемы была проанализирована научная и учебная литература по социологии и социальной работе, были исследованы данные периодической литературы, самые точные показатели статистики были получены в глобальной сети Internet.

В работе была исследована не только суть социальной работы, но и глубинные причины формирования самой проблемы. Исходя из всего этого, можно сделать вывод: самое главное в решении рассматриваемой проблемы - это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

Целевая программа реабилитации лиц без определенного места жительства и лиц освободившихся из мест лишения свободы.

 

Цели и задачи Программы

-

  • основными целями Программы являются:

обеспечить возвращение в общество значительного количества граждан Украины и восстановления их конституционных прав.



социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства;

сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности Алуштинском регионе

Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:

 

 

формирование и развитие межведомственной системы взаимодействия для решения вопросов ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;

содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы и лиц без определенного места жительства;

реализация мер социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, направленных на восстановление утраченных социальных связей;

 

Основные мероприятия Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные мероприятия Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные мероприятия Программы

 

-

  • В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:

Создание пункта учета бездомных граждан, регистрация, создание региональной базы данных и размещение информации на сервере ;

реализация мер социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства;

паспортизация, содействие в скорейшем получении паспорта;



Создание реабилитационных центров с/х направления, заключение договора с с/з Алушта, КРП «ППВКХ» г. Алушта и других предприятий и организаций, для реализации мер направленных на трудоустройство реабилитантов центра

оказание содействия в трудоустройстве лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы;

Основными задачами государственных образований в рамках установленных полномочий (органы внутренних дел, образования, здравоохранения, УТСЗН, ЗАГС, общественные организации) по вопросу профилактики и социальной адаптации лиц БОМЖ являются:

1. Организация регистрации и создание банка данных, который даст возможность компетентным органам решать проблемы расселения, занятости, медицинского обслуживания, обучения лиц БОМЖ и т.д.

2. В целях решения проблемы обеспечения жильем лиц БОМЖ, выделение помещений, предоставление социальных коек, социальных квартир по договорам социального найма и другого временного жилья лицам БОМЖ в рамках городского жилищного фонда (по опыту Эстонии, Дании, Швеции).

3. Выделение средств на проведение санитарной обработки и дезинфекции мест временного нахождения лиц БОМЖ, а также выделение средств на оказание первичной медицинской помощи указанной категории граждан.

4. Выявление туберкулезной инфекции у социально-дезадаптированных групп населения, лиц БОМЖ, их изоляция и принудительное направление на лечение.

5. Выявление и направление для социальной адаптации в учреждения социального обслуживания.

6. Принятие мер по недопущению лиц БОМЖ в подсобные помещения многоквартирных домов и зданий.

7. Создание городского или негосударственного сектора по социальной реабилитации лиц БОМЖ.

8. Определение объема и вида общественных работ, их финансирование за счет городского бюджета.

9. Привлечение предпринимателей к содействию в трудоустройстве лиц БОМЖ и созданию производств с использованием труда лиц БОМЖ и занятий в целях пресечения иждивенчества.

В целях повышения эффективности деятельности по отношению к лицам БОМЖ рекомендовано на уровне городского совета принять городскую программу по профилактике бродяжничества как асоциального явления, в которых должны быть определены четкие мероприятия и источники их финансирования (местный бюджет, привлеченные средства).

 

Для координации межведомственных связей рекомендовать городскому совету создать действенного механизма взаимодействия между учреждениями исполнения наказаний, органами местного самоуправления, паспортными столами и общественными и благотворительными организациями.





 

 

 

Раскроим суть основных мероприятий программы

  1. Регистрация подразумевает выявление лиц без определенного места жительства как в самом городе так и в населенных пунктах большой Алушты, а также в прилегающих лесных массивах. Этот пункт плана предполагает сотрудничество со структурами МВД и поселковыми советами. После этого мероприятия данные на каждую личность с фотографией вносятся в единую базу данных, которую предполагается разместить на сервере. Доступ для просмотра БД определить для заинтересованных гос. Структур (СЭС, МВД, службы соц. Защиты и.т.д.)

Данный пункт мероприятий позволит выявить лиц уклоняющихся от лечения (ТБЦ, СПИД, вен. заболевания и.т.д.), кроме того лиц уклоняющихся от уплаты алиментов, уголовного наказания, уплаты кредитов, находящихся в розыске, разыскиваемых родственниками и.т.д.

 

  1. Паспортизация подразумевает регистрацию без права на жил. площадь, сбор и подготовку документов для дальнейшего получения паспорта.

 

  1. Получив паспорт человек уже может рассчитывать на предусмотренную государством социальную защиту и помощь, получения пенсии, пособий, оказание материальной помощи и.т.д Заключить соглашение о сотрудничестве со структурами МВС

  2. В дальнейшем человека необходимо обеспечить жильем, в нашем случае общежитием совместного проживания. Заключить договора о сотрудничестве с предприятиями, организациями независимо от форм собственности направленные на решение задач ресоциализации и реабилитации. Учитывая контингент реабилитантов внедрять предоставлять работу не требующий специфических знаний и квалификации. Создание С/х реабилитационные центры - крестьянские хозяйства. Учитывая специфику контингента располагать реабилитационные центры за чертой города, желательно в дали от населенных пунктов.

 

  1. Обеспечение человека работой, с одной стороны он уже будет зарабатывать собственные средства, с другой приносить социальную пользу обществу. В дальнейшем способствовать вопросов социального обустройства.

 

Перечисленные меры и действия направлены на решения Основных трудностей социальной адаптации – Приложение (диограммы). Реализуя их комплексно, системно и последовательно - мы сведем к минимуму трудности социальной адаптации данной категории граждан Украины.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей городской целевой программы «Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы и лиц БМЖ » на 2013-2016 годы

п/п

Наименование индикаторов и показателей целей и задач Программы

Единица измерения

Значения индикаторов и показателей Программы

До начала реализации Программы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

За период реализации Программы

Цель: сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Курской области

Задача: предупреждение повторных преступлений и правонарушений среди осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы

1.

Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу

%

(2013 год)

 

 

 

 

 

 

Цель: социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства

Задача: содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы; реализация мер социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, направленных на восстановление утраченных социальных связей

2.

Доля трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве, обратившихся в центры занятости населения

%

 (2013 год)

 

 

 

 

 

 

3.

Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги, в общем количестве нуждающихся лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью

%

 (2013 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

19% уверены, что избежать повторного преступления после освобождения — невозможно

15% считают основным источником существования после освобождения лишь противозаконную деятельность

Более трети освободившихся, уже имеют предрасположенность к рецидиву!


comments powered by Disqus


Разработака сайта Red Star